Ваш город:

Специальные методы обучения МВА

3 июн. 2019 г.
0
921

Бизнес-образование в России – достаточно сложная и специфичная система обучения, включающая элементы американской и европейской моделей МВА. Поэтому при выборе интересующей программы непосвященному человеку трудно разобраться и понять, какой из методов обучения окажется для него наиболее приемлемым.

Специальные методы обучения МВА

Сегодня мы предлагаем вам подробнее рассмотреть наиболее распространенные в сфере бизнес-образования методы обучения, и оценить их особенности, преимущества и недостатки.

Традиционные методики – Российская версия МВА

Традиционные методы хорошо знакомы всем российским абитуриентам, так как обучение в ВУЗах происходит именно по этой системе. Отметим что, согласно мнению многих экспертов, изучение теории в формате лекций и семинаров, как это принято в наших университетах – лучший вариант, дающий основную теоретическую базу (к слову, западная школа использует традиционный подход к обучению лишь на 60%). Тем не менее, российские бизнес-школы постепенно начинают уменьшать долю традиционных методов обучения, внедряя в программы обучения большее количество специальных методов.

Но процесс "переформатирования" используемых в российской высшей школе методов обучения происходит достаточно медленно. Объясняется это достаточно просто: руководство бизнес-школ ориентируется преимущественно на аудиторию, привыкшую к курсам лекций и, пока, не готовую к внедрению новых методов. Вместе с тем, преподаватели понимают, что посещение лекций для слушателей, занимающих высокие должности и имеющих семьи, весьма затруднительно. Таким студентам предоставляется список рекомендованной литературы и возможность для самостоятельного изучения.

Специальные методы

Западная школа МВА больше ориентируется на практическое применение знаний в ходе получения бизнес-образования. Поэтому в программах обучения часто используются специальные формы, при которых студент – не просто пассивный слушатель, а активный участник смоделированной ситуации. То есть, по факту обучение происходит в процессе игры, как для учащихся начальной школы или дошкольников. Возможно, именно игровая форма становится основным камнем преткновения для российской аудитории. Из-за особенностей нашего менталитета мы на психологическом уровне противимся тому, чтобы к нам относились как к неразумным детям.

Нельзя не сказать, что обыгрывание различных ситуаций в ходе обучения взрослых людей тоже имеет свои преимущества. Множество искусственно воссозданных ситуаций помогают применить теорию на практике и отработать необходимые навыки до автоматизма. При этом совместный анализ ситуации в ходе командной работы способствует запоминанию.

Еще одним несомненным преимуществом специальных методов обучения является тот факт, что они вызывают искреннюю заинтересованность происходящим у слушателей. Естественно, это не только значительно увеличивает эффективность обучения, но и позволяет "разбавить" такие традиционные формы обучения, как лекции и семинары, которые (чего уж греха таить) временами бывают достаточно скучными.

На сегодняшний день в западных бизнес-школах практикуются такие специальные методы обучения, как сase-studies, метод компьютерной симуляции, тимбилдинг и коучинг. Рассмотрим каждый из этих методов отдельно.

Case-studies

Case-studies (или, как его еще называют, метод кейсов) – одна из "фирменных" технологий бизнес-образования, признанная большинством мировых специалистов. Метод кейсов (изучения конкретных ситуаций) содержит элементы тренинга и деловых игр, столь популярных на западе. Вовлеченность в процесс игры и командные обсуждения ситуаций активизируют студентов. Разыгрываются ситуации на основе реальных примеров из жизни слушателей. Иногда такой разбор позволяет сформировать новый взгляд на знакомую ситуацию.

Наряду с разбором кейсов практикуется прослушивание лекций, в разных соотношениях. Например, Harvard Business School (кстати, именно в этой школе в далеком 1924 году и возник метод изучения кейсов) больше ориентирована на разбор кейсов, а в Wharton делается упор на чтение лекций.

Надо заметить, что в лучших западных школах до сих пор не существует единого мнения, в каком соотношении следует использовать классические и специальные формы обучения, чтобы добиться максимальной эффективности и универсальной подготовки менеджеров по программам МВА.

В нашей стране метод кейсов уже успешно "прижился". Однако в российских бизнес-школах чаще всего используется мини-версия этого метода, предполагающая только краткое описание ситуации.

Метод компьютерной симуляции

Виртуальное воспроизведение реальности максимально приближено к рабочему процессу. Поэтому участники компьютерной игры имеют возможность на практике решать задачи, возникающие у менеджеров каждой корпорации. Отметим, что данный метод больше популярен в российских бизнес-школах: российской аудитории больше нравится виртуальная деловая игра, чем сюжетно-ролевой вариант кейсов.

Структура метода формирует у студентов представление о рынке, привыкание к интерфейсу, командный стиль работы и понимание процессов управления.

Метод компьютерной симуляции позволяет моделировать различные ситуации и учит реагированию на происходящие изменения, а также развивает представление о комплексном подходе к бизнесу, необходимое руководителям среднего и высшего звена. Специалисты отмечают, что компьютерная игра – отличная возможность проверить на деле самые неожиданные решения, понимая, что их ошибочность не имеет реальных последствий риска.

Единственный недостаток компьютерной симуляции – игровой азарт участников, который может существенно отвлекать от решения учебных задач.

Тимбилдинг

Идея метода построения команды, нацеленной на совместное достижение результата, заимствована из мира спорта. Мнения по поводу эффективности этого метода противоречивы, поскольку, тимбилдинг, как и спортивные зрелища, содержит элементы развлекательной программы, отвлекающие от серьезной проработки ситуаций.

Однако использование тимбилдинга имеет и положительный результат. Например, когда необходимо установить межличностный контакт в коллективе, с выездом на природу и неформальным общением.

Коучинг

Данный метод означает индивидуальную подготовку слушателя. Коучинг основывается на индивидуальных программах, составляемых с учетом психологического портрета слушателя. Чтобы разработать такую программу наставник определяет перечень проблем, над которыми предстоит работать. Кстати, как показала практика, большей частью эти проблемы носят психологический, а не учебный характер.

В западной системе МВА большое внимание уделяется именно личностному становлению бизнесмена. Однако метод не пользуется популярностью в российской школе, так как предполагает публичное обсуждение психологических проблем слушателя.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
381
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
728
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1136
Оставить свой комментарий

Ваш город: