Как говорится в выпущенном ЮНЕСКО и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев программном документе, только половина (50%) детей-беженцев получают начальное образование и всего лишь 25% подростков-беженцев – среднее.
Документ, получивший название «Нет больше оправданий», содержит призыв к принимающим странам обеспечить безотлагательное включение детей-беженцев в национальные системы образования стран, куда они были насильственно перемещены, и продолжить совершенствование сбора данных, необходимых для осуществления мониторинга состояния и прогресса образования.
По словам Ирины Боковой, гендиректора ЮНЕСКО, на системы образования осуществляется сильное давление в связи с большим количеством вынужденных переселенцев. Однако не стоит забывать, что образование носит крайне важный характер для детей. Так, только пребывание в учебных заведениях уже защищает их от угрозы со стороны торговцев людьми, случаев незаконного усыновления, принудительного труда и сексуальной эксплуатации.
Однако показатели стран по среднему числу детей-беженцев, имеющих доступ к образованию, существенно отличаются. В среднем показатели охвата составляют 80% в таких странах, как Египет, Иран и Йемен, тогда как в Пакистане и Эфиопии – всего лишь 40% и 50% соответственно.
В Кении, Пакистане и Бангладеш образование получают менее 5% беженцев в возрасте 12-17 лет. В Турции этот уровень составляет 7%.
Из числа беженцев школьного возраста из Сирии, которые содержатся за пределами лагерей, доступ к образованию имеют 53% в Иордании и 30% в Турции.
Меньше всего имеется данных о лицах, подвергнувшихся внутреннему перемещению, а их наплыв привёл к значительной нагрузке на системы образования, которые и без этого являются недостаточно сильными.
Так, в Нигерии из-за нападения боевиков «Боко Харам» перемещённые внутри страны дети в 19-ти из 42-ух лагерей не имели возможности получать образование.
В Ираке доступ к образованию имеют только 32% детей, подвергшихся перемещению внутри страны. В Йемене возможность обучения в школах предоставлена лишь 30% детей. Наиболее низкие показатели доступности образования отмечаются среди девочек.
Новоиспечённый документ содержит рекомендации для правительств и их партнёров по реализации четырёх ключевых направлений в политике. Речь идёт о необходимости прописать на законодательном уровне право на доступ перемещённых лиц к образованию, включении их в национальные системы образования, обеспечении гибкости и ускоренных возможностей образования с целью удовлетворения различных нужд, а также о предоставлении достаточного количества подготовленных и мотивированных педагогических кадров.
Фото взято с сайта